О газете
Архив номеров
Идет работа
Ссылки
Обновления
Главная страница
Номера 2002 г.
Предыдущий номер
Следующий номер
|
Метростроевец №17 (13043)
26 апреля 2002 г.
Сегодня в номере:
* Репортажи со станции "Воробьевы горы" и из Южного Бутова. Стр. 1-2.
* Очерк В. Мелик-Нубарова о бригаде проходчиков СМУ-5, которую вот уже 15 лет возглавляет Феликс Николаев. Стр. 3.
* А.И.Суслову 1 мая исполнилось бы 70 лет. О нем зарисовки Н.Соловьевой на стр 2
Новости
С днем Великой Победы, дорогие ветераны!
Следующий номер "Метростроевца" из-за череды праздников выйдет лишь в середине мая. Поэтому мы загодя поздравляем вас, дорогие наши ветераны, с радостным днем 9 Мая, желаем вам прежде всего здоровья, бодрости духа, хороших событий.
Как стало известно редакции, по случаю 57-й годовщины Великой Победы в ТО-6 для праздничного премирования ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто ковал Победу в тылу выделено 46 тысяч рублей. Хочется надеяться, что и в других метростроевских коллективах будет проявлена забота о славных представителях поколения победителей, чтобы они смогли достойно отметить свой кровью и потом завоеванный праздник.
СМУ-14 достроило вестибюль
В эти дни заканчивается строительство в конструкциях той части станционного комплекса "Бульвар Дмитрия Донского", которая была поручена СМУ-14. Когда этот номер газеты будет печататься, участок А.В.Салова завершит сооружение перекрытия верхнего яруса южного вестибюля, и одновременно участок С.В.Стрельникова достроит перекрытие венткамеры.
К майским праздникам там предстоит демонтировать кран, чтобы дать возможность механизаторам СМУ-9 приступить к разработке породы по обе стороны вестибюля. Дальнейшей заботой проходчиков СМУ-14 станет пересадочный узел, потому что после разработки котлованов они приступят к строительству вдоль своего участка правого и левого перегонных тоннелей Бутовской линии - каждый по 60 метров.
А вестибюль № 2 и венткамеру ждет отделка.
КСУМ сдал - город принял
В связи с ходатайством Метростроя префектура Западного округа приняла решение о ликвидации метростроевского семейного общежития по Боровскому шоссе, 45. Теперь это обычный жилой дом, где начато оформление муниципальных ордеров для 300 с лишним семей. Оформляются ордера бесплатно, надо лишь предъявить паспорта и свидетельства о рождении детей начальнику участка. К настоящему времени четыре метростроевских общежития сданы на баланс городу и два находятся в процессе передачи - кроме упомянутого по Боровскому шоссе это и общежитие по Реутовской, 16.
В течение текущего года намечено передать городу общежития по Пятницкому шоссе, 9, корпус 1 и по Митинской улице, 50. Также начнется постепенное расселение общежития по улице Шолохова, 2.
На пусковом объекте
Становится жарче
В последнее время обстановка на реконструируемой станции метро "Воробьевы горы" меняется чуть ли не по часам.
Если чуть раньше с одной стороны платформы "Воробьевых гор" висела надпись "Зона СМУ-5", с другой - "Зона СМУ-6", а пространство между ними именовалось зоной Мостоотряда-4, то теперь вся платформа поделена поровну между генподрядчиком СМУ-5 и субподрядчиком СМУ-6. Метрострой полностью овладел ситуацией.
На правобережной половине платформы, от 28-й опоры и до середины пролета метромоста расположился участок А.В.Павленко. Исполнители легендарного прокола насыпи Павелецкой железной дороги теперь монтируют металлоконструкции подшивных потолков и фальшстенок. В их объемы архитекторы решили спрятать от пассажиров несущий железобетон метромоста. Той же работой на левобережной стороне платформы занимаются специалисты бригады Раиса Замалиева из СМУ-6. Прекрасная солнечная погода, грохот молотков и треск электросварки, как-то по особому просветленные лица метростроевцев. И уж совсем радостной делает панораму станции "Воробьевы горы" вид голубых поездов метро, неторопливо пересекающих реку по левому временному пролету: на нем мостовики приступили к демонтажу коробов перекрытия. Думаю, этот процесс радует и пассажиров, взорам которых после стольких лет езды "вслепую" наконец открывается прекрасная панорама Москвы-реки между Воробьевыми горами и спортивным комплексом "Лужники".
Приближается время сдвижки ферм временных путевых пролетов.
На вопрос, будут ли демонтироваться короба и на тех временных участках трассы, которые предстоит ликвидировать в дни "окна", следуют резко отрицательные ответы. Начальник участка СМУ-6 Юрий Петрович Данько объясняет, что демонтаж коробов позволил бы проникнуть на пути людям, что недопустимо при действующем метрополитене. Так что на этой операции сэкономить время не удастся. Но метростроевцы спокойны: в любой предполагаемый срок "окна" они справятся с главной задачей - разбить старый путевой бетон, положить новый и уложить на нем новые отрезки путей.
Кроме этого, бригада Замалиева устанавливает направляющие и закладные детали в фундаменты наклонного хода, готовя его к монтажу эскалаторов. В бригаде 33 человека: 16 слесарей-монтажников, 13 сварщиков и 4 электромонтажника.
На обоих вестибюлях идет подготовка к заливке, заходок основного железобетонного перекрытия. Завершается процесс строительных работ в корпусе ТПП.
В.Мелик-Нубаров
На снимке - часть бригады Раиса Замалиева в пору монтажа металлоконструкций подшивного потолка в помещении кассового зала левобережного вестибюля. Слева направо -слесарь-монтажник А.А.Жандаров, бригадир Р.Ш.Замалиев, дежурный электрослесарь А.В.Луньков, слесари-монтажники В.М.Чупрунов, Г.В.Гусев, электросварщик В.А.Невзоров - на фоне техники СМУ-9.
Вверху - готовый тоннель. Фото А.Попова.
Вести со строек
Щит готов к монтажу
Дуб, как известно, растет медленно, постепенно наслаивая годовые кольца, набирая вековую мощь. А вот стройплощадка ТО-6, размещенная на опушке бутовской дубравы, преображается очень быстро. Перемены к лучшему там свершаются ежедневно.
Казалось, совсем недавно, зимой, на совещаниях по легкому метро постоянно повторялся один и тот же вопрос - когда же подойдет к концу "бумажный" этап строительства? Тоннельщикам не терпелось приблизить момент реального начала щитовой проходки перегонного тоннеля между станциями "Бульвар Дмитрия Донского" и "Бульвар Адмирала Ушакова". Или хотя бы просто копнуть лопатой. А речь приходилось вести то о порубочном билете, то о вариантах энергоснабжения.
И, наконец, все эти организационные хлопоты остались позади. Стройплощадка с красивым названием "Дубки" существует и имеет, к слову сказать, весьма цивилизованный вид. Основные ее сооружения прочно вписали свои прямоугольные контуры в безлистную пока графику дубовых крон. Двухэтажный модульный душкомбинат вообще смотрится как вполне готовое сооружение. Войдя в него через левое крылечко, на ближней к входу двери я уже увидел строгую табличку "Диспетчер". В других комнатах обращали на себя внимание связки стульев с мягкими сиденьями. Слесари заканчивали что-то привинчивать в коридоре. Как мне сказали, электричество к душкомбинату уже подведено, есть и вода, хотя пока по временной схеме. Еще одно крупное здание на стройплощадке - цех приготовления блоков тоннельной обделки. В конструкциях он собран, только пол еще остается земляным. При мне каменщики выкладывали единственный ряд кирпича в зазоре между верхом стеновых блоков и плитами перекрытия. А в окнах длинной фасадной стены цеха уже белеют деревянные крестовины рам.
Самое сильное впечатление производит все-таки монтажная камера. Зная о ходе работ лишь из телефонной информации, я никак не ожидал, что строители так резко продвинулись вперед. Оказывается, выемка грунта здесь стала давно прошедшим этапом, поскольку и лоток уже забетонирован процентов на 90. Лишь в дальнем правом углу камеры - а ее габариты в плане примерно 50 на 20 метров - через тонкую арматурную сетку просматривалось земляное дно.
- Сегодня к вечеру и там уложим бетон, - сказал начальник четвертого участка ТО-6 В.М.Самара.
- Послушайте, - я не смог скрыть своего удивления, - это же просто чудеса. Такой быстрый старт...
- Да ничего особенного, - скромно возразил Виктор Михайлович, - нормальная работа. Если есть финансы и техника, если материалы идут без задержки, то чего ж мешкать...
Начальник участка не стал ничего говорить о людях, мол, и так видно, что кадры есть и дело свое знают. И выделять никого особо не хотел. Но по моей просьбе все-таки назвал несколько фамилий. По бетонированию лотка это прежде всего А.И.Кривенков, С.Н.Назаров. А поскольку теперь на передний край выдвигается следующая задача - подготовка к монтажу щита, - то дальнейшие сроки зависят уже от слесарей - от бригады А.А.Герасимова. А в ней есть такие опытные и умелые люди как слесарь С.С.Ковальчук, как сварщик В.А.Шитов.
А вообще-то народу в бригаде много. Только действующих сварщиков я насчитал не менее пяти человек - они облепили с разных сторон достаточно громоздкую металлическую конструкцию, в основном из балок, рождающуюся прямо на глазах в самой камере, напротив будущего портала левого тоннеля. Это будет монтажная платформа. На ней соберут головную часть канадского щита "Ловат". Потом вместе с платформой ей придадут необходимый для этого участка трассы уклон, и щит начнет свой подземный путь из Южного Бутова в Северное, оставляя над собой нетронутой знаменитую местную дубраву.
Судя по графику, к моменту выхода в свет этого номера "Метростроевца" монтаж щита развернется в полную силу. И тогда определяющим станет слово технолога по монтажу, бывшего протвинца В.И.Храпова, единственного работника участка, уже имевшего дело со щитами этой канадской фирмы. Но и его помощники из числа коренных метростроевцев быстро смогут, по мнению В.М.Самары, войти в курс дела.
Пока все крупные узлы "Ловата" находятся на поверхности, рядом с монтажной камерой. Их больше десятка, в разобранном виде они занимают немало места и выглядят, откровенно говоря, не очень презентабельно. Где-то облупилась краска, где-то проступило что-то вроде ржавчины. Такое впечатление, что это нечто из разряда БУ. Даже щит фирмы "Херренкнехт", доставленный в Лефортово после проходки под Эльбой, смотрелся куда свежее. Так что можно делать вывод: таможня покруче любой горной породы будет...
Тем не менее, как я узнал, "Ловат" благополучно прошел ревизию, наиболее ответственные его узлы, имеющие резиновые детали в виде уплотнений и т.п., благополучно выдержали обязательное тестирование. Можно, значит, надеяться и на успешный монтаж, и на благополучный старт импортного проходческого комплекса. Но к этому долгожданному моменту надо еще немало сделать. В частности, обеспечить по постоянной схеме энергоснабжение, смонтировать скиповой подъемник, оснастить цех подготовки блоков. Надо еще приобрести и доставить в "Дубки" дизелевозы - к нетрадиционной схеме откатки решено прибегнуть из-за того, что "Ловат" требует очень много энергии и параллельно с ним использовать электровозы было бы чересчур нерационально.
Итак, ТО-6 находится накануне новых важных событий. И очень хорошо, что к ним практически готова инфраструктура стройплощадки. Причем, не только в функциональном отношении, но и в эстетическом. Стволы примерно двух десятков дубов, сохраненных на ее территории, заботливо окружены деревянными покрашенными заборчиками. Внутренние дороги аккуратно выложены железобетонными плитами, вдоль основной сооружен высокий бордюр, отделяющий пешеходную дорожку, а за ней уже развозят чернозем - значит, планируется газон. И вдоль этой же дороги установлены металлические столбы для настоящих уличных фонарей. Очень похоже, что тоннельщики взяли курс на высокое место в общегородском ежегодном конкурсе стройплощадок. А почему бы им, прошедшим лефортовскую школу, на него и не рассчитывать?
Ю.Петрунин
От "Чеховской" и далее...
14 апреля электрик СМУ-14 Джафаров Халид Гаджибен-оглы отметил свой пятидесятилетний юбилей. Он получил поздравления и от руководства СМУ, и от профкома. Этот человек заслужил их, потому что добросовестно работает все двадцать два года в СМУ-14. Начинал еще на "Чеховской", в восьмидесятом. И потом объект за объектом, стройка за стройкой и так - до "Бульвара Дмитрия Донского".
К Халиду Джафарову с уважением относятся и руководители участка, где он сегодня трудится, и коллектив. Он никогда не оказывается помочь, если возникает такая необходимость. Он всегда ответственно относится к заданиям. Он хороший профессионал.
Наш коллектив желает Халиду Джафарову огромного счастья, здоровья и дальнейших успехов в труде.
С.Лебедева, председатель профкома СМУ-14
* * *
Одним из наиболее ярких метростроевских событий в начале этой весны стала сбойка на участке Ю.В.Хегая из ТО-6, когда щит тоннельщиков в Северном Бутове, двигаясь из-за Старобитцевской улицы в сторону МКАД по левому перегонному тоннелю, вышел в монтажную камеру СМУ-15. По этому случаю непосредственно на трассе, рядом со щитом состоялся небольшой митинг - со словами благодарности, с вручением цветов и премий.
На верхнем снимке запечатлен момент выступления генерального директора Мосметростроя Г.Я.Штерна, слева от него - директор ТО-6 Г.В.Макаревич, справа - заместитель генерального директора Мосметростроя С.С.Зайцев. А букеты в руках бригадира проходчиков В.В.Новосельцева и Ю.В.Хегая.
На нижнем снимке - рядовой участник проходки С.А.Колобзев. Цветов и рукопожатий ему не досталось, а душа просила еще чего-то помимо премии. И мы "щелкнули" его на память.
Фото С.Полетаева
Строители столичного метро
Чтобы помнили...
Бумажные цветы яблоневых веток, разноцветные шарики, красочные транспаранты, улыбки тысяч людей и громогласное "Ура!" - все это веселый и ликующий Первомай. Вот в такой весенний и радостный день, 1 мая 1932 года, родился Александр Иванович Суслов. В этом году ему исполнилось бы 70 лет И праздновал бы он сразу два юбилея - свои и коллектива СМУ-13, который возглавлял с 1977 по по 1996 год, до последнего дня своей жизни. Пророческими оказались его слова: "умру в своем кабинете". Александра Ивановича не стало 21 ноября 1996 года. Остановилось сердце. Но не проходит и дня, чтобы в СМУ-13 не вспоминали Суслова добрым словом - вот такой он оставил след. И до сих пор при упоминании о нем на глазах крепких, сильных мужчин - слезы. И до сих пор не уходит из сердец боль.
На родине в Калужской области его помнят еще мальчишкой Он был как солнышко, с кольцами золотых кудряшек на голове. Напоминал девчонку, что, кстати, спасло его от угона в Германию в начале войны - мама догадалась нарядить сынишку в девичье платье и таким образом обмануть ворвавшихся в дом фашистов.
В 9 лет Александр Иванович уже знал, что такое война и смерть - на глазах у всей семьи был расстрелян его отец, за которого потом Саша мстил. Вместе с товарищем, вооружившись винтовкой и автоматом, они устраивали засады на немцев, расстреливая их из кустов.
В 10 лет он узнал, что такое концлагерь, но никогда и никому о пережитом не рассказывал, не любил вспоминать то тяжелое для семьи время. Даже документы, подтверждающие факт его пребывания в концлагере в Белоруссии, собирал не сам, а бывший начальник отдела кадров СМУ-13 Татьяна Николаевна Сумцова. Благодаря ее усилиям Александр Иванович получил удостоверение узника концлагеря, дающее какие-то льготы. Но разве он воспользовался бы ими?
- О себе он думал меньше всего, больше о людях, - рассказывает начальник отдела кадров СМУ-13 Галина Петровна Макарова, которая знала Александра Ивановича почти двадцать лет. - Таких людей, как он, единицы. С раннего утра и до позднего вечера горел свет в окнах его кабинета. И любой мог прийти, поделиться своими проблемами, попросить о помощи. Он никогда не отказывал. Сколько людей благодарны ему за то, что сегодня живут в комфортабельных квартирах! Скольких он поддерживал в трудные минуты жизни! Когда начались задержки с заработной платой и нечем было рассчитываться с рабочими, нечем заплатить отпускные, он отдавал свои деньги. Не хватало своих, просил принести начальника ПТО Галину Федоровну Денисову. Ни в одном СМУ, наверное, такого не было. После смерти Александра Ивановича многие из его должников, конечно же, рассчитались с вдовой, Натальей Ивановной Сусловой, ветераном нашего коллектива. А кто-то остался в долгу до сих пор, но это уже на их совести.
- Александр Иванович всегда понимал рабочих, потому что сам прошел эту школу, - под этими словами проходчика Николая Викторовича Назарова могут подписаться и десятки других людей. Суслов действительно с большим уважением относился к рабочим, прислушивался к их мнению, ценил их труд, благодарил за работу.
Александр Иванович начал свой путь на Метрострое плотником. Приехал в Москву в пятидесятом году, до службы в армии. А после службы вернулся снова, стал учиться в Московском техникуме транспортного строительства. Он был, наверное единственным начальником СМУ на Метрострое, не имеющим высшего образования. Но разве не он создал такой прекрасный коллектив, как СМУ-13, где на весь Метрострой гремели бригады Ивана Александровича Соловьева, Владимира Егоровича Малинкина, Ивана Егоровича Стефаненкова? Разве не при нем было построено столько сложных объектов, в числе которых, помимо жилых домов и детских садов, тупиковые тоннели, электродепо.
Александр Иванович трудился, забывая об отдыхе и отпусках. Он не брал больничных листков, когда это было необходимо, а если и брал, то всегда находил причину, чтобы уехать из дома на работу. Без работы он не представлял и дня своей жизни. И без коллектива.
- В моей судьбе Александр Иванович сыграл очень большую роль, - считает председатель профкома СМУ-13 Василий Николаевич Колосов. - Если бы не он, я бы не стал заниматься общественной работой, а тем более возглавлять профсоюзный комитет. Это он пятнадцать лет назад предложил мою кандидатуру на очередном отчетно-выборном собрании и убедил меня согласиться. Любому другому человеку можно было бы и отказать, ему - нет.
Об Александре Ивановиче Суслове ни при жизни, ни тем более после смерти никто у никогда не сказал плохого слова. До сих пор в СМУ считают, будь он жив, многих бед коллектив избежал бы. И сохранился, возможно, даже в первозданном виде. От Суслова никто не уходил. Ему очень верили. Был он - была надежда.
Теперь трудно сказать, как бы все обернулось, если бы все эти годы Александр Иванович был рядом с нами. Но то, что люди помнят своего начальника, помнят все то доброе, что он сделал для них, не может не трогать до глубины души. Особенно его близких - жену и сына. К сожалению чуть-чуть не дожил Александр Иванович до рождения внука, о котором так мечтал. Маленький Саша знает деда только по рассказам.
Н.Соловьева
Николаев и его команда
Хочу я, чтоб люди узнали
О нашей работе ночной...
В феврале в СМУ-5 была отмечена замечательная юбилейная дата: 15 лет создания бригады проходчиков Феликса Николаевича Николаева. Это действительно неординарное событие, значение которого стало проясняться с годами, а теперь и вовсе его не переоценить.
Феликс Николаев и его бригада достаточно хорошо известны и на Московском Метрострое, и в промышленно-гражданском хозяйстве столицы, они выполняли сложнейшие производственные задания. Что бы "Метростроевец" ни написал об этом коллективе проходчиков, не будет открытием ни для М.Ю.Арбузова, ни, скажем, для Г.В.Макаревича... И все же пройти мимо такого юбилея пресса не должна. Поэтому в СМУ-5 направился за "фактическим материалом" корреспондент, который немедленно был изобличен как посторонний субъект и с пристрастием допрошен маленькой строгой женщиной, Сталиной Семеновной Катаманиной. Выслушав его чистосердечное признание, Сталина Семеновна на минутку отлучилась, а вернулась с юбилейным буклетом, посвященным 60-летию СМУ-5, где на 17-й странице показала фамилию Николаева Ф.Н., чья бригада наряду с другими внесла неоценимый вклад в строительство станции "Петровско-Разумовская" и перегонов до "Владыкино".
- Наш Николаев один из ведущих проходчиков Метростроя, - сказала Сталина Семеновна, кстати, на днях отметившая свой юбилей, 55 лет трудовой деятельности в СМУ-5. - Его бригада может, в числе уже очень немногих оставшихся, сооружать станционные тоннели глубокого заложения, владеет всеми видами разрезок и проходок.
К сожалению, на этом информация иссякла, и более конкретные сведения пришлось запросить у председателя профкома Валерия Дмитриевича Гусарова. Состоялась довольно долгая беседа, во время которой стало ясно, что бригада Николаева в тройке лучших в СМУ. Но опять - ничего конкретного. Председатель профкома почему-то умолчал даже о том, что прекрасный бригадир, проработавший в забоях 26 лет, ютится с семьей в коммуналке на Лескова и перебраться из нее в нормальную квартиру уже отчаялся.
Но зато об этом факте, как о страшной несправедливости, упомянул главный инженер СМУ-5 Виктор Михайлович Хохлов. Причем заметил, что об этом нельзя не сказать и нельзя сказать вскользь. Надо подчеркнуть - у лучшего бригадира СМУ-5 и всего Московского Метростроя, то есть, Москвы и, быть может, всей России, ненормальные жилищные условия.
В эти дни бригада проходчиков Николаева вместе с прикомандированными к ним уже прославившимися арматурщиками А.М.Партолиным и Н.Н.Артамоновым занимается верхним перекрытием правобережного вестибюля станции "Воробьевы горы". Устанавливает опоры под опалубку, стелет опалубку, потом будет вязать арматуру, заливать бетон... Дел на станции еще достаточно, впереди сдвижка со срочным сооружением новых отрезков постоянных путевых тоннелей. Но все это на воздухе, на солнышке, с видом на чарующую гладь Москвы-реки, так что условия там, по признанию самого Феликса Николаевича, райские - по сравнению с теми, "внизу", очень хорошо ему известными.
Родина бригадира - предместье Ленинграда. Школа - параллельно с музыкальной, где играл на баяне, на гитаре. Но пока служил в армии, молодежь захлестнула романтика БАМа, других великих строек, так что комсомольская путевка на Московский Метрострой стала его выбором на всю жизнь. 13 ноября 1976 года он принят проходчиком в СМУ-5. Начинал трудовую деятельность обычно, с откатки, набираясь навыков в бригаде М.И.Медведева. Затем перешел к В.А.Котельникову, экспериментальным щитом с планшайбой строил станционные тоннели на "Авиамоторной". Развернулся так, что за трудовое отличие в 1984 году в Георгиевском зале Кремля ему вручили медаль.
Ах, Метрострой, товарищ мой.
Меня ты бил, любил и мучил...
Пускай, быть может, где-то лучше -
К тебе иду я, как домой.
В забое сырость, грязь и дым,
В забое может все случиться,
Но снова в шахту опуститься
Горю желанием одним.
Забой не место для людей,
Кто слаб душой и телом тоже,
Но если хочешь - мы поможем:
И для тебя тут хватит дел.
Бригада - это монолит.
В бригаде есть свои законы,
Там все присутствуют каноны.
И каждый чем-то знаменит.
И пусть несутся тройкой годы,
Пусть Метрострою тяжело -
Мы одолели все невзгоды
И время новое пришло.
Практически сразу он поступил в наш техникум, на вечернее отделение, отучился там сколько положено без отрыва от производства. И в 1984 году был назначен сменным инженером.
Уже обладая значительным практическим опытом проходчика и знаниями дипломированного специалиста, он руководил сменами на "Чеховской", на "Петровско-Разумовской". На "Боровицкой" привелось трудиться на пару с еще одним сменным, Михаилом Юрьевичем Арбузовым. Живыми примерами служили ему те, чьи имена были у всех, на слуху: начальники участков А.И.Тищенко, И.И.Колдунов...
Пишем мы об этом потому, чтобы читателям было ясно: бригадой руководит уникальный специалист проходки, и достижения коллектива - прямой результат его личных теоретических знаний, практических навыков и таланта воспитателя взрослых людей.
В то время оклад инженерного работника не превышал двух сотен; семье, в которой росли сын и дочь, этого не хватало. И, крепко поразмыслив, запросился сменный инженер вновь в проходчики.
Александр Ильич Тищенко, тогда уже начальник СМУ-5, внимательно выслушал его доводы, долго отговаривал, в бухгалтерии и в отделе кадров ознакомился со средним заработком и условиями жизни семьи Николаева, но в проходчики так и не отпустил:
- Ладно, но будешь бригадиром, мы тебе бригаду соберем.
С этих слов и началась история бригады Николаева.
* * *
15 лет назад кадры на Метрострой еще шли охотно, и в новую бригаду направили 25 демобилизованных десантников и моряков.
Обычно бригады проходчиков брали себе пару-тройку молодых, остальные восемь, уже проработавшие по пятнадцать, двадцать лет, присматривали за ними и постоянно объясняли, что да как делается и как не делается, чтобы не навлечь беды. Но тут он оказался один - на двадцать пять готовых героически рвануть в забой. И началось кропотливое обучение молодняка, терпеливое объяснение теории с особым нажимом на технику безопасности. Оттачивалось мастерство будущих проходчиков на поверхности, на достраивавшейся тогда "Чеховской". Только потом потихоньку под землю начали опускаться, когда им поручили экспериментальным щитом пройти наклон на "Петровско-Разумовской". А через пару лет уже окрепшей бригаде стали доверять сложные участки типа камеры съездов на "Чкаловской", где было множество разрезов, проемов, "гитар" - все с нулевыми допусками, без эректора, лишь с лебедкой, полиспастом выправляя миллиметры. Как говорится, плохо само получится, сделай сначала как лучше - потом легче будет.
Научить ребят работать, оказывается, действительно не самое главное. Главное - неотрывно следить, чтобы здоровые мужики, буквально рвущиеся "в бой", не лезли куда не надо. На "Чкаловской" на разрезке после взрыва в трещиноватых известняках каждый сорвавшийся сверху камешек грозил бедой, В основном приходилось удерживать бригаду, учить осторожности, пока не будут заведены первые две лонгарины. Забой есть забой, он непредсказуем.
Ты, бригада разудалая,
из колеи не выходи.
Эх вы, ребята мои милые,
все наши беды позади.
А у нас одежда мокрая
и заливает сапоги,
Но мы не ахаем, не охаем,
нам это дело не с руки.
Ах, метро мое родимое,
я сколько сил тебе отдал:
Ты любовь моя незримая,
ты как по сердцу кинжал.
Ах перегоны-перегончики,
куда бежите вы, куда?
Почистим грязь, зальем бетончиком,
и побегут здесь поезда.
Немалую роль сыграло и то, что ребята ему попались хваткие, народ набрался и боевой, и аккуратный, усваивали все с полуслова, да не позабытая еще дисциплинированность бывших воинов давала плоды. И постепенно пошли, пошли дела в бригаде. Ободряемое отсутствием ЧП, руководство усложняло объекты, объемы увеличивались, ну а потом так уж повелось: самые ответственные задания - ребятам Феликса Николаева. Вроде того, когда на Манежной предстояло разбить старый бетонный "саркофаг" двухметровой толщины, с сотнями кабелей внутри. Аккуратно и в кратчайшие сроки. Любое неосторожное движение грозило минимум отключением энергии в метрополитене. И условия самые неудобные, даже стоять негде. Но с заданием бригада справилась и в срок, и аккуратно. До сих пор эту работу вспоминают как легенду.
Когда под Шарикоподшипниковской у тоннельщиков просел щит в плывуне, послали бригаду на помощь Макаревичу, и она вместе с еще тремя из ТО-6 пошла навстречу, комбайном с блокоукладчиком. В сыпучих грунтах отгораживали забой доска к доске, забивали щели стружкой - и все же давление выгибало дугой трубы крепления, забой трещал, и каждая секунда грозила похоронить всех в одной братской могиле на глубине 50 метров. Когда выбирали лоток, бригадир специально ставил в сторонке проходчика - наблюдать за поведением забоя. Страшновато было.
Ах ночь в забое, ночь в забое,
Как будто русская рулетка:
Не знаешь, где тебя ударит
И оборвется жизни нить.
Ах, ночь в забое, ночь в забое,
Она беду тебе подарит,
И никогда ты не вернешься,
Чтоб снова штольню проходить.
Трудились интенсивно, порой по два раза за смену раскрепляя, взрывая и закрепляя забой. Каждый день какие-то события происходили, забой буквально дышал, но и бригада там себя проявила - уходили домой довольные, переполненные адреналином и гордостью за свершаемое.
Мерцает лампа в полнакала,
Из кровли капает вода...
А ты, любимая, не знала,
И не удастся никогда,
Как тяжело в забое ночью.
В забое ночью все не так:
Твоя судьба в руках бригады,
А жизнь - лишь ломаный пятак.
А гордиться было чем. Даже в тех условиях бригада ухитрялась ставить рекорды: вместо привычных тоннельщикам 30 сантиметров в смену прошли сначала 50, потом 60, потом 70, и перед сбойкой дали все 82 сантиметра.
За каждый такой рекорд бригада награждалась денежной премией, и потому после сбойки Георгий Васильевич сказал Николаеву фразу, запомнившуюся как лучшая похвала:
- Ты меня разорил...
Тем не менее время постепенно и неумолимо рассеивало тот первый коллектив бригады. Но костяк ее остался, четыре человека из тех 25 - сам бригадир, Виктор Анатольевич Петраков, Василий Михайлович Бонарев и Анатолий Иванович Жегульский, заменяющий Николаеве на время отпусков и бюллетеней. Они накрепко спаяны забоем, дружат сами, дружат семьями. Этот костяк бригады и выпестовывал остальных "новеньких", которые и сами теперь со стажем, работают по 10, 8, 7 лет.
Вот в этом кроется причина для беспокойства Московского Метростроя. Приток молодых прекратился. Еще какой-то период пройдет, и покинут забой последние опытные проходчики. Что же тогда? Конец отрасли? Ведь обучить проходке даже перегонных тоннелей не способно никакое ПТУ, необходим личный пример. А кто будет строить станции глубокого заложения? Забой простаков не любит.
Тяжелые ночи в забое.
Минута там длится как час.
Опять мы под штольню проходим,
Которая давит на нас.
Бывает, что нет уже мочи,
Бывает, что нет уже сил,
Но надо пройти ее очень,
Чтоб поезд потом колесил.
Сменился теперь и статус этой бригады. Нет, не понизился, повысился. Потому что в тяжелые времена бригада вынуждена была "выйти на поверхность", подрабатывала в Балтийской строительной компании МПС. И возвела целый конференц-зал, освоив практически все специальности промышленно-гражданского строительства. Теперь этот рабочий коллектив может все. Изучили все виды опалубки, сами вяжут арматуру, выполняют любые плотницкие работы. Способны возвести любое здание от нулевого цикла и фундамента до "конька". Так что правобережный вестибюль "Воробьевых гор" для них - просто прогулка. Поверьте, не много даже на Метрострое бригад, которым и станции глубокого заложения в любых гидрогеологических условиях, и переходные участки метрополитена, и московский способ, и промышленно-гражданское строительство - все подвластно.
Все умеет бригада. А чтобы не иссякла ее основа и не уменьшилось мастерство еще много лет, привел в бригаду Феликс Николаевич своего сына Евгения. Перенимать богатейший опыт проходки и общения с людьми.
Теперь уже для двоих в их семье одни заботы: самое главное - чтобы была работа, и самое главное - чтобы не было травм и аварий.
Я рад, что здесь любил и строил,
Я рад, что строил и любил...
В.Мелик-Нубаров
В тексте - стихи бригадира проходчиков Ф.Н.Николаева
На снимке: (слева направо) стоят проходчики А.В.Бредихин, Е.Ф.Николаев, К.В.Кастарнов, А.И.Жегульский, А.А.Щербина, Ф.Н.Николаев, И.В.Кротов (бригадир другой бригады), Н.Н.Бродюков, В.С.Щугров. А.А.Сычков (из другой бригады). Сидят также "посторонние": В.Л.Иванов (плотник), А.М.Партолин и Н.Н.Артамонов, Р.М.Абдулмянов.
Слова благодарности
Коллектив детского сада №626 тепло поздравил с юбилеем воспитательницу Фаину Борисовну Дымщиц, которая трудится здесь со дня основания "Жемчужинки" - с 1974 года.
- Это очень скромный, трудолюбивый, ответственный человек, - говорит о ней Г.А.Елизарова. - Ее любят дети, к ней с большим уважением относятся родители. И все помнят ее, сколько бы времени ни прошло.
Одна из таких благодарных семей - Орловы. Мария Ивановна - бухгалтер КСУМа. Ее сын Олег много лет тому назад воспитывался у Фаины Борисовны, теперь он сам отец, но не забыл поздравить свою воспитательницу с юбилеем, пожелать ей счастья и здоровья.
Новый трамвай пойдет по трем рельсам
Доехачь до любого столичного аэропорта... на трамвае, вероятно, можно будет в ближайшем будущем. В настоящее время в Москве начата разработка принципиально нового транспортного средства, соединяющего в себе достоинства монорельса и трамвая.
Как сообщили в московской мэрии, проектируемый электроподвижной состав станет курсировать между окраинными станциями метро и аэропортами "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово". Главное преимущество разрабатываемых "чудо-вагончиков" заключается в изменении скоростных параметров в зависимости от условий. Так, в черте города новый вид транспорта, пока даже не имеющий названия, будет "делать" не более 60 км/час. За пределами же мегаполиса состав сможет развивать скорость более 120 км/час.
Скорее всего транспорт будущего внешне станет напоминать трамвай - не исключено, что он тоже будет передвигаться по двум рельсам на стальных колесах. А необычность ему придаст наличие так называемого срединного рельса, или сенсорного датчика. Это устройство поможет с высочайшей точностью отслеживать все повороты и изгибы железного пути на больших скоростях. Правда, технические и другие характеристики одновременного аналога трамвая, метро-состава и монорельса по мере разработки могут меняться.
Планируется, что макетный образец безымянного вида транспорта будет готов уже в следующем году.
Липоватый Анатолий Сергеевич
На 69-м году жизни скончался ветеран СМУ-5 Анатолий Сергеевич Липоватый.
В СМУ-5 Анатолий Сергеевич отработал тридцать три года, с 1960 по 1993 год. Трудился горным мастером. Был грамотным инженером, хорошим организатором производства. Он принимал участие в строительстве десятков объектов, построенных нашим коллективом. На его счету и станции, и перегонные тоннели.
Анатолий Сергеевич был добрым, отзывчивым человеком. Память о нем надолго сохранится в наших сердцах. Выражаем искреннее соболезнование родным и близким покойного.
Администрация, профком, совет ветеранов СМУ-5
Шубин Сергей Михайлович
На 52-м году жизни скоропостижно скончался ведущий инженер ПТО СМУ-5 Сергей Михайлович Шубин.
Сергей Михайлович родился 21 декабря 1950 года в Москве. Трудовую деятельность начал в 1968 году учеником токаря на Владыкинском механическом заводе. В 1973 году, по окончании института, был назначен инженером производственно-технического отдела в Министерстве промышленности строительных материалов РСФСР. Работал старшим инженером, начальником ПТО. В 1992 году по переводу пришел на работу в СМУ-15 Метростроя ведущим инженером ПТО, а через два года стал трудиться в СМУ-5. Сергей Михайлович зарекомендовал себя как высококвалифицированный инженер. Он был добрым человеком, заботливым семьянином.
Светлая память о Сергее Михайловиче сохранится а наших сердцах.
Коллектив СМУ-5
Якубеков Георгий Артемович
На 78-м году жизни после тяжелой болезни скончался старейший сотрудник СМУ-15 Георгий Артемович Якубеков.
Он начинал работать на Мосметрострое проходчиком в далеком 1946 году. В 1953 году после окончания техшколы Якубеков был переведен со строительства № 12 в СМУ-8 на должность мастера. В дальнейшем в течение всей своей 56-летней трудовой деятельности на Московском Метрострое он был и инженером по технике безопасности, и инженером ПТО, и начальником отдела снабжения. В последние годы Георгий Артемович трудился в СМУ-15. Высокие деловые качества, скромность и отзывчивость снискали ему заслуженный авторитет среди метростроевцев. Его производственный опыт оказывал неоценимую практическую помощь в решении вопросов снабжения. Знающий и чуткий товарищ, он был душой коллектива, где бы ему ни приходилось работать, он заряжал окружающих своим оптимизмом, остроумием, жизнелюбием.
Георгий Артемович занимался и общественной деятельностью: возглавлял совет ветеранов СМУ-15, был членом совета ветеранов Мосметростроя.
За многолетний добросовестный труд Г.А.Якубеков был удостоен правительственных наград, неоднократно отмечался руководством стройки.
Светлая память о Георгии Артемовиче Якубекове, прекрасном человеке и специалисте, навсегда сохранится в наших сердцах.
Коллектив СМУ-15
|